Автор Тема: Облачения (обсуждение)  (Прочитано 144 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Пряник

  • Координатор темы
  • *****
  • Сообщений: 345
  • Страна: ru
  • Репутация 14
    • Мое имя: Мечта
    • Награды
Облачения (обсуждение)
« : 10 Октября 2016, 12:11:50 »
История.
Техники и секреты пошива Облачений.


Что обозначают различные цвета священнических облачений?

– В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой. В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни Великого поста. Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Elmira, Камелия, nestyzaya, Раиса, Syringa, Тюльпан

Онлайн Пряник

  • Координатор темы
  • *****
  • Сообщений: 345
  • Страна: ru
  • Репутация 14
    • Мое имя: Мечта
    • Награды
Облачения
« Ответ #1 : 13 Октября 2016, 10:55:14 »
 Стихарь — длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Стихарь надевается диаконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения. В него облачаются  дьяконы,иподиаконы ,алтарники, чтецы и певцы.

 Стихарь находился во всеобщем употреблении во всех древних церквах.
В древности стихарь изготовлялся из льна и был белого цвета, на что указывает одно из его наименований — alba (белая одежда).
Этому цвету стихарь, как цвету одежд ангельских, соответствует и то таинственное знаменование, какое соединяют с ним учители церкви.
Стихарь знаменует светлую жизнь облачающихся в него, напоминает о той чистоте и непорочности, с которою служители Божии должны проходить своё высокое служение, и выражает их духовную радость о Господе, внушаемую чистотою жизни.
 Это знаменование выражается в молитве, читаемой при облачении в стихарь: «возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец и яко невесту украси мя красотою.»



Орарь
 принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента.
 Диакон носит орарь на левом плече – один конец спускается на грудь, другой на спину.

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу, готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.

Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь – два ораря, из которых один одет как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами.



Поручи
На рукава подрясника, а при полном облачении – на рукава подризника священники надевают поручи, или нарукавники.
Поручь представляет собою слегка выгнутую полосу плотной материи с изображением креста в середине, обшитую по краям лентой иного оттенка, чем сама поручь. Охватывая руку в запястье, поручь соединяется с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли на боковых краях его, а шнур обматывается вокруг руки, так что поручь плотно стягивает рукав подризника или подрясника и прочно держится на руке. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки.
Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собою Божию силу, крепость и мудрость, даваемые священнослужителям Его для свершения Божественных таинств. Знамением креста поручи означают, что не человеческие руки священнослужнтелей, а Сам Господь через них совершает таинства Своею Божественной силой. Это значение поручей отражено в молитвах при надевании их для служения Литургии.
 Для правой поручи читается: “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл сей супостаты”. Эта молитва содержит также мысль о том, что поручи как знамение силы Божией защищают священнослужителя от демонских козней при совершении таинств.
 Для левой поручи читается: “Руце Твои сотвористе мя и создаете мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим”.

История происхождения поручей следующая. В первоначальной Церкви поручей не было. С глубокой древности узкие рукава иматия (подрясника) и подризника украшались особой отделкой в виде двух-трех полос, охватывавших края рукавов. При этом между этими полосами иногда изображали крест. У церковных авторов древности не встречается толкований этой отделки. Поручи появились сначала как предмет облачения византийских царей. Ими украшались и стягивались рукава нижней одежды, выступавшие из-под широких рукавов саккоса – верхнего царского облачения. Желая почтить особой честью патриархов своего столичного Константинопольского престола, императоры стали жаловать им предметы царского облачения.

 Поручи как внешний по отношению к рукавам предмет явили наглядным образом свидетельство того, что не самому
священнослужителю принадлежит сила и мудрость в совершении таинств и служб, а дается ему извне, от Бога.
В этом догматический смысл проиcшедшего в символике рукавов изменения. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский,
придает поручам, помимо знака Божией силы и премудрости, значение образа пут, которыми были связаны руки Спасителя,
 ведомого на суд. Когда поручи надеваются на подрясник или подризник без шнуров на рукавах, они действительно
 приобретают и это значение. Когда же они надеваются на подризник, рукава которого уже стянуты шнуром-образом
пут Христовых, – за поручами остается только первое их значение – силы и мудрости Божией, совершающей таинства.


 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Syringa, Тюльпан

Онлайн Пряник

  • Координатор темы
  • *****
  • Сообщений: 345
  • Страна: ru
  • Репутация 14
    • Мое имя: Мечта
    • Награды
Облачения
« Ответ #2 : 13 Октября 2016, 11:17:38 »
Итак, в совокупность полного богослужебного облачения священника входят шесть одеяний,
в соответствии с шестью Таинствами, которые он имеет право совершать:
подризник, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник, фелонь.
Поскольку палица в сущности то же, что и набедренник, она не входит в счет.

Подризник, подсакосник –
богослужебное облачение священника и архиерея –род стихаря – длинная до пят одежда, с узкими рукавами и разрезами на рукавах как у стихаря и по бокам,
обычно шелковая. имеет  гамматы, или источники – ленты,(шнуры) стягивающие рукав у запястья.
 Гамматы рассматриваются как символическое изображение струй крови из прободенных рук Иисуса Христа.
Подризник и подсакосник надевается вместо рясы при совершении литургии.
   

Епитрахиль
Начиная с XV века архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его
 конца равномерно спускались по груди вниз, до подола, и при этом соединялись один с другим. Получалась епитрахиль
– предмет одеяния священников и епископов. (Слово епитрахиль в греческом – мужского рода, но в русских книгах
 употреблялось в женском роде.) Так именно поступали начиная с XV века архиереи, посвящая диакона в сан священника.
 Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную,
 по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и
совершителем Таинств Церкви и всего дела священства. Это не только двойная благодать, но и двойное иго, ярем.

В позднейшие времена (примерно с ХVI-ХVII веков) епитрахили стали делать не из диаконских орарей, а особо, для
 удобства ношения. В той части, которая охватывает шею, епитрахиль делается фигурной и узкой, дабы эта часть могла
удобно облегать ворот подрясника или рясы.

священник совершает шесть Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение.
 При сгибании ораря вокруг шеи крест в средней его части оказывается на задней стороне шеи, а шесть остальных
 расположены друг против друга на обеих половинах ораря, соединенных спереди. Таким же образом знамения креста
нашиваются и на епитрахиль, так что спереди он имеет три пары крестов на обеих своих половинах, что свидетельствует
о том, что священник совершает шесть Таинств Церкви. Седьмое знамение креста, расположенное на вые священника,
означает, что свое священство он принял от епископа и подвластен ему, а также то, что он несет на себе иго (ярем)
служения Христу, крестным подвигом искупившему род человеческий.

Все богослужения и требы священник может совершать только в епитрахили, которая налагается поверх рясы, а при полном
облачении поверх подризника, как то бывает всегда при служении Литургии и в некоторых особых случаях.


 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Syringa, Тюльпан

Онлайн Пряник

  • Координатор темы
  • *****
  • Сообщений: 345
  • Страна: ru
  • Репутация 14
    • Мое имя: Мечта
    • Награды
Облачения
« Ответ #3 : 13 Октября 2016, 11:20:18 »
 Фелонь
(в обиходе – риза) представляет собой верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторые случаях епископов.
Во множественном числе слово “риза” означает все вообще облачения, но форма единственного числа подразумевает фелонь.

Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представлял собой плащ-накидку из длинного прямоугольного
 куска шерстяной материи и служил для защиты от холода и непогоды. Его надевали на оба плеча, причем передние
 концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща делался вырез для головы,
и надетый на плечи фелонь покрывал длинными концами спереди и сзади все тело человека. При этом у иудеев края
 фелони украшались иногда ряснами или ометами – отделкой из нашитых кружев; а по самому краю этой отделки нашивались так называемые тресны – синий шнур с кисточками или бахромой в знак всегдашнего памятования о заповедях и Законе, что было поведено Самим Богом (Чис. 15, 37-40). Фелонь носил Господь Иисус Христос в Своей земной жизни. Это подтверждают древние иконы, где Спаситель почти всегда изображен в плаще, надетом иногда на оба плеча, а иногда через одно плечо. Возможно, именно фелонь-плащ имеет в виду Иоанн Евангелист, когда говорит, что на Тайной вечери Господь, собираясь умыть ноги ученикам, снял с Себя верхнюю одежду. Фелонь носили и апостолы, свидетельство чему есть у апостола Павла (2 Тим. 4, 13). Многие считают, что это была его богослужебная одежда. Во всяком случае, даже если Господь и апостолы употребляли фелонь только как обычную верхнюю одежду тех времен, в сознании Церкви она именно поэтому приобрела священное значение и с самой глубокой древности стала употребляться в качестве богослужебного облачения.

На спине в верхней части фелони над или под плечевой полосой помещается знамение креста. А в низу спинной части
фелони, ближе к подолу, на одной линии с крестом нашивается восьмиконечная звезда-кустодия. Восьмиконечная звезда
в христианском представлении означает восьмой век – наступление Царства Небесного, новую землю и новое небо, так
как земная история человечества насчитывает семь периодов – семь веков. Таким образом, в двух кратких
символах – кресте и восьмиконечной звезде обозначены на фелони начало и конец спасения человечества во Христе Иисусе. Эти символы могут означать также Рождество Христово (звезду над Вифлеемом) и Его Крестный подвиг. Однако Вифлеемская звезда содержит в себе и знамение будущего века, ибо с пришествием Сына Божия во плоти к людям “приблизилось Царство Небесное”. Звезда и крест на фелони знаменуют, кроме того, соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.

Вмещая в себе множество высоких духовных понятий, фелонь общим своим обликом преимущественно означает сияние
Божественной славы и крепости Божественного света, облекающих священнослужителей, одеяние праведности и духовной
 радости. Поэтому в молитве при надевании фелони читается: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и
 преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь” (Пс. 131, 9). Понятия о
Божественном свете, праведности, радовании, как о богатстве духовных дарований и чувств, дают возможность фелоням
 быть не только белого цвета. Фелони делаются из золотой, серебряной парчи, что особенно подчеркивает значение
 сияния славы, а также из материи других основных цветов, принятых в богослужении для облачений. Начиная с XVIII
века Великим постом надеваются фелони черного цвета с белыми полосами, являясь в этом случае знамением рубища и
вретища, в которое одет был Спаситель при поругании.

Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат все вечерние и утренние
 службы и требы, кроме Литургии. При служении Литургии, а также в отдельных случаях, предусмотренных Уставом,
священник надевает полное облачение. Основой полного облачения является подризник. Поверх него последовательно
надевают епитрахиль, поручи, пояс, набедренник, палицу, фелонь. При этом набедренник и палица, являясь наградами
духовенству, могут быть не у всех священников и не входят в число обязательных предметов облачения.


 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Syringa, Тюльпан

Онлайн Пряник

  • Координатор темы
  • *****
  • Сообщений: 345
  • Страна: ru
  • Репутация 14
    • Мое имя: Мечта
    • Награды
Облачения
« Ответ #4 : 13 Октября 2016, 11:56:50 »
 Пояс,
 надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи с отделкой в виде
 полос иного цвета или оттенка по краям, в середине имеет нашитое знамение креста. С двух концов пояса имеются ленты,
 которыми он связывается сзади, на пояснице.С древнейших времен и поныне плотно стянутый пояс, как предмет одеяния
тружеников и воинов, употреблялся для придания телу крепости и силы. Отсюда и как символический предмет в религиозном и светском обиходе пояс всегда означал определенные понятия силы, крепости, власти или готовности к служению. Псалмопевец пророк Давид говорит: “Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася”. Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, Божественная сила символически обозначается поясом, препоясанием. Христос, опоясавшись длинным полотенцем и умывая ноги ученикам Своим, дает этим образ Своего служения людям. И о Своем служении верным в будущем веке Царства Небесного Господь Иисус Христос говорит образно: “Он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им” (Лк. 12, 37). Апостол Павел увещевает христиан, говоря: “Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною” (Еф. 6, 14). В этих словах понятие духовной крепости истины соединено с понятием о служении Богу в духе истины.

Набедренник
 представляет собой продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте – первая по очереди награда за ревностное
служение Церкви.Набедренником награждаются архимандриты, игумены и священники. Набедренник по краям отделан нашитой
полосой из иной материи, чем он сам, в центре имеет крест, нижний край его обычно украшается бахромой Набедренник надевают через левое плечо, и он
 спускается с правого бока ниже пояса, на бедро.
Символически прямоугольная форма набедренника означает Четвероевангелие, что вполне согласуется с
понятием меча духовного, который есть слово Божие.

Палица
Ромбовидная форма палицы – тоже символ Четвероевангелия, но с большим внешним
уподоблением острому мечу. Одновременное ношение набедренника и палицы духовно
 означает двоякого рода попечение архиерея, архимандрита или протоиерея о проповеди
слова Божия и борьбе за правду и истину во всем и о служении младшим по сану духовным братиям,
 то есть попечение о подчиненном духовенстве. 
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Syringa, Тюльпан, Tesss

Теги: